"Коронавирус менее опасен для беременных, чем грипп". Чего не нужно бояться будущим мамам?

15.07.2020

"Я пила антибиотики из-за коронавируса, не зная, что беременна. Что мне делать, прерывать?" - такие вопросы можно встретить на медицинских форумах и в социальных сетях.

С ростом заболеваемости COVID в Казахстане возрос и риск заражения для будущим мам. Все больше беременных сталкиваются с вирусом, не зная, куда обратиться за ответами на свои вопросы. Корреспондент Tengrinews.kz записала рекомендации казахстанского акушера-гинеколога, репродуктолога, доктора медицинских наук Вячеслава Локшина.

Коронавирус - очень заразное вирусное заболевание, и беременные подвержены ему в  большой степени, чем обычные люди. Так как у будущих мам снижается иммунитет из-за вынашивания плода. На сегодня в Казахстане зарегистрировано около 1000 беременных женщин с коронавирусом. Кто-то уже перенес, кто-то в процессе, кто-то готовится к родам. При этом больше ста женщин уже родили. В 99 процентах случаев мамы рожают COVID-отрицательных детей.

Мы предполагаем, что вирус довольно крупный, и в этом его особенность. Он не передается через плацентарный барьер, не переходит его, тем самым плод остается защищенным. Коронавирус менее опасен для беременных, чем грипп. COVID гораздо легче протекает по сравнению с птичьим или свиным гриппом. Конечно, мы ориентировались на опыт работы китайских коллег, которые первыми заметили эту особенность. После изучили практику итальянских и испанских врачей. Сейчас накоплен достаточно большой опыт. Единственное, что этому опыту сегодня 6-7 месяцев. Поэтому мы пока еще не знаем, как поведут себя дети, зачатые именно в условиях COVID. В нашей же стране первые дети, зачатые в условиях эпидемии, родятся только в начале 2021 года.

Планировать ли беременность в условиях пандемии?

Время сейчас непростое. На систему здравоохранения легла колоссальная нагрузка. И в случае если будет та же угроза выкидыша, беременной просто некуда будет обратиться за помощью. В этом случае считаю, что можно повременить, но опять же не затягивать. Есть пары, готовые ждать 1-2 года или периода, когда будет создана вакцина. Думаю, на такой долгий срок при всех рисках откладывать не стоит. Тем более если вы уже перенесли вирус, то можно смело планировать беременность. Плюс в 99 процентах случаев малыши рождаются здоровыми и беременность протекает без видимых осложнений.

Что касается планирования беременности с помощью ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Когда только началась пандемия, наша клиника отменила подсадку эмбрионов. Но потом мы приняли решение продолжать работать, потому что в семье должны быть дети. Тем более женщины, которые беременеют естественным путем, зачастую ведь не ждут окончания пандемии, а узнают о беременности постфактум. Поэтому было решено возобновить подсадку эмбрионов. Насколько я знаю, к концу мая все репродуктивные клиники также возобновили эту работу.

Как подготовиться к беременности?

Всегда при планировании назначается фолиевая кислота в достаточном количестве. Также советуют принимать витамин D. Доказано, что он положительно влияет на восстановление организма после заболевания коронавирусом. Больше употреблять фруктов и овощей, заниматься дыхательной гимнастикой. Гулять на свежем воздухе, физические упражнения и позитивное настроение. Словом, все то, что было и до пандемии. Это все позволит либо не заболеть, либо перенести заболевание в легкой форме.

Будущим мамам лучше всего придерживаться строгого карантина. Нужно максимально стараться не заболеть. Избегать посещения мест массового скопления людей, держать дистанцию, обязательно носить маски. Понятное дело, что в большой семье сложно избежать контактов, ведь есть муж, дети, родители. В случае заболевания одного из членов семьи им лучше изолироваться, чтобы не заразить будущую маму.

Также отмечу, что пандемия коронавируса внесла изменения и в процесс ведения беременности. Сегодня с Институтом акушерства, гинекологии и перинатологии мы разработали протокол, который отличается от предыдущих. Особенность в том, что беременные должны приходить на прием к врачу в женскую консультацию по очень большой необходимости. А именно - для сдачи анализов и к моменту скрининга. Первый скрининг до 12 недель, второй – 22 недели, третий скрининг – 28-я неделя. В другие же сроки нужно по возможности реже ходить в женскую консультацию, так как есть риск заражения.

Если беременная заразилась коронавирусом

Лечение беременных отличается. Желательно врачам назначать антибиотики при самой высокой необходимости. Противовирусные препараты беременным вообще не назначаются. И нет препаратов сегодня, которые действуют на COVID, способные излечить организм от вируса.

Показаниями к назначению антибиотиков для беременных является присоединение к клинике бактериальной инфекции. Пневмония, к примеру, вызвана бактериями, когда температура не снижается больше 5-7 дней. И желательно употреблять антибиотики, которые негативно не влияют на плод. В инструкции к каждому препарату написано, что можно принимать во время беременности. Как правило, широко применяется пенициллиновая группа антибиотиков. Нельзя принимать тетрациклиновую группу антибиотиков. Касательно "Фраксипарина", "Клексана", то эти препараты беременным также назначаются. В какой-то степени они положительно влияют на организм, так как при беременности есть гиперкоагуляция. Также  можно принимать "Аспирин". Он менее вреден для беременных, чем "Парацетамол".

Важно, что беременная делает все только по установке врача. Если болезнь проходит без осложнений, лучше всего не принимать никакие препараты. Если же есть осложнения, такие как пневмония, то беременным необходимо лечиться в условиях стационара. Также нужно знать, что компьютерную томографию будущим мамам не рекомендуется делать. И сегодня во всех городах есть провизорные центры, куда госпитализируют беременных с неподтвержденным коронавирусом. И имеются инфекционные родильные дома или отделения, куда госпитализируют будущих мам с положительным COVID-тестом. И конечно, должна подбираться терапия.

Также практика показывает, что большинство инфицированных беременных рожают сами, естественным путем. Но если возникают показания к кесареву сечению, то операция проводится в обязательном порядке. Бригада должна быть одета в защитные костюмы, чтобы не заразиться самим и обезопасить новорожденного.

В Управлении общественного здоровья города Алматы заявили, что теперь беременные и родильницы при наличии экстренных показаний будут госпитализироваться вне зависимости от того, есть у них ПЦР-тест или нет.

Использовала антибиотики, не зная, что в положении

Большинство антибиотиков не так страшны. Опасны именно противовирусные препараты. Но если женщина употребляла их, нужно обязательно советоваться с генетиком. Иногда, возможно, нужно прерывать беременность, но это только после консультации с генетиком. Нужно посмотреть, насколько препарат негативно влияет на плод, особенно в первые два месяца, в период формирования органов и систем плода. Но еще раз говорю, что антибиотики группы пенициллина не обладают негативным действием на будущего ребенка. Тот же доксициклин, антибиотики группы макролидов не так опасны для беременных.

Можно ли заболевшей маме кормить ребенка грудным молоком?

По рекомендациям ВОЗ инфицированной маме можно кормить ребенка грудью. Исследования доказали, что вирус не передается через грудное молоко. Но у нас в Казахстане от этой практики решили отказаться. Так как при кормлении заболевшей маме нужно надевать каждый раз защитный костюм, маску и очки. Это все, конечно, очень сложно. Поэтому женщина ребенка получает на руки, только когда она становится COVID-отрицательной.

Если же мама находится дома, то ей лучше изолироваться от ребенка. При этом не следует паниковать, переживать. Новорожденные менее подвержены вирусу, так как они имеют иммунную защиту. Дети реже болеют либо переносят вирус бессимптомно. Поэтому в случае если у мамы наблюдается температура и другие симптомы, можно сцеживать молоко для ребенка. Еще раз подчеркну: было доказано, что в грудном молоке вируса нет.

Даст ли карантин беби-бум?

Возможно, люди более свободными стали из-за карантина. Одно могу сказать точно, что женщины, которые не могли забеременеть без видимых на то причин, теперь в положении. Потому что у них сместилась доминантность. Они перестали думать о бесплодии, так как переживали из-за коронавируса. Мы много таких пар знаем в нашем и других городах, так и в России есть такие же случаи.

COVID - это действительно проблема, но мы вместе со всем профессиональным миром ее изучаем. Окончательные итоги мы получим в лучшем случае в начале года. Смотрим на опыт китайцев, итальянцев и испанцев. Но мы считаем, что рождаемость останавливать не надо. Семья должна иметь детей.